Авторизация

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Приморского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статьями 53, 58 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 - 2018 годах. При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики Приморского края были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года              № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Целью основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы (далее - бюджетная политика) является определение условий, используемых при составлении проекта краевого бюджета на 2019-2021 годы, основных подходов к его формированию, и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная политика на 2019 – 2021 годы направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Приморского края в целях  обеспечения реализации приоритетных для региона задач.

 Ключевыми аспектами бюджетной политики Приморского края на среднесрочный период является исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики, обеспечение стабильности краевого и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста региона.

 Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы распоряжением Администрации Приморского края
от 29 марта 2017 года № 110-ра утверждена Программа мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2017 по 2019 год, предусматривающая:

проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;

необходимость обеспечения снижения недоимки не менее чем на 5 % по налоговым платежам в консолидированный бюджет Приморского края;

обеспечение роста неналоговых доходов консолидированного бюджета Приморского края ежегодно на 5 %;

запрет на увеличение численности государственных и муниципальных гражданских служащих Приморского края;

запрет на установление расходных обязательств Приморского края, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 году и
первой половине 2018 года

 

При исполнении краевого бюджета в 2017 году Администрация Приморского края руководствовалась следующими приоритетами:

обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы края;

выполнение социальных обязательств, принятых государственной властью;

повышение уровня и качества жизни населения края;

создание условий для оказания качественных государственных услуг;

обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;

соблюдение безопасного уровня дефицита и государственного долга в целях предотвращения условий для возникновения финансовых кризисов;

ограничение роста расходов краевого бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками;

сохранение объема государственного долга Приморского края на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;

повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований Приморского края.

Сбалансированная политика Приморского края в 2017 году обеспечила исполнение краевого бюджета за 2016 год по доходам в объеме 99,7 млрд. рублей (при плане - 96,5 млрд. рублей) или на 103,3 % к плановым показателям, по расходам – 95,3 млрд. рублей (при плане - 99,3 млрд. рублей) или на 95,9 % к плановым показателям.

Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2017 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года. Отсутствие коммерческих заимствований обеспечило экономию по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 989,6 млн рублей.

Сумма гарантийных обязательств по отношению к 2016 году снизилась в два раза и составила 600 млн рублей.

 Исполнение доходной части краевого бюджета в 2017 году на 103,3 % от плановых назначений позволило Администрации Приморского края осуществлять финансирование расходов в рамках реализации мероприятий государственных программ Приморского края и непрограммных направлений деятельности органов исполнительной власти Приморского края в объемах, подтвержденных заявками главных распорядителей, при наличии подтверждающих платежных документов.

Среднекраевой процент исполнения расходной части бюджета за 2017 год составил 95,9 %. В приоритетном порядке обеспечено финансирование из краевого бюджета таких социально значимых направлений, как развитие физической культуры и спорта (98,9 %), здравоохранение (97,5 %), образование (97,3 %), социальные мероприятия (97,1 %), жилищно-коммунальное хозяйство (96,0 %).

Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов краевого бюджета привело к необходимости выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста.

Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат.

В целях повышения эффективности государственного управления осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию государственных программ Приморского края с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности.

В результате проведенной работы в 2017 году удалось достигнуть сокращения планового дефицита краевого бюджета на сумму 2,7 млрд. рублей.

По  итогам  года  краевой  бюджет  исполнен  с  профицитом в размере 4,4 млрд. рублей.

В Приморском крае создана устойчивая система межбюджетных отношений.

Сформированы механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В рамках контрольных процедур за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями Приморского края:

проводилась экспертиза проектов бюджетов;

заключены соглашения с высокодотационными муниципальными образованиями, а с 2018 года - со всем городскими округами и муниципальными районами Приморского края, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

осуществлялся ежемесячный мониторинг исполнения местных бюджетов.

Для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях созданы стимулы к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусмотрена система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во всех муниципальных образованиях.

По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах, достигшим наивысших результатов, выделяются гранты.

Муниципальным образованиям Приморского края, которые в ходе исполнения своих бюджетов испытывали определённые трудности, из краевого бюджета выделялись иные межбюджетные трансферты на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Приморского края.

Впервые в 2018 году в рамках нового подхода средства сбалансированности распределяются бюджетам муниципальных образований Приморского края в целях стимулирования за достигнутые результаты в работе по снижению неформальной занятости.

В    целях     повышения   финансовых     возможностей     муниципальных образований Приморского края в решении вопросов местного значения и осуществления наиболее затратных расходных обязательств муниципальных образований с максимальной финансовой поддержкой краевого бюджета увеличен уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции) и приобретения зданий муниципальных общеобразовательных организаций до 90% и до 99% - по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и благоустройству территорий муниципальных образовательных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования, строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

В целях снижения долговой нагрузки на бюджет, в 2017 году Приморским краем с Министерством финансов Российской Федерации заключены соглашения о реструктуризации обязательств Приморского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее – соглашения), согласно которым возврат задолженности по бюджетным кредитам осуществляется в период с 2018 по 2024 год включительно. В результате в  2018 году высвобождены средства в размере 2781,8 млн рублей, которые направлены на финансирование расходных обязательств социальной направленности.

В распоряжение Администрации Приморского края от 13 октября        2017 года № 436-ра «Об утверждении долговой политики Приморского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в соответствии с условиями соглашений внесены изменения, направленные на сокращение дефицита бюджета и государственного долга Приморского края

Общий объем государственного долга на 1 января 2018 года составил 4384,3 млн рублей, в том числе бюджетные кредиты – 3784,3 млн рублей, государственные гарантии – 600,0 млн рублей.

По состоянию на 1 июля 2018 года объем государственного долга –   5384,3 млн рублей,   в   том   числе   бюджетные   кредиты – 3784,3  млн рублей, государственные  гарантии – 1600,0 млн рублей,  коммерческие   заимствования в составе государственного долга отсутствуют.

Благодаря реализации Программы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края, утвержденной распоряжением Администрации Приморского края от        29 марта 2017 года № 110-ра, коммерческие заимствования не привлекаются.

Все  эти  меры  и  непринятие новых  расходных  обязательств  позволили обеспечить исполнение всех действующих расходных обязательств Приморского края.

 

Основные направления бюджетной политики на 2019 - 2021 годы

 

Реализация долгосрочной бюджетной политики в Приморском крае будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- приоритизация бюджетных расходов с учетом обеспечения достижения целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и необходимости реализации на территории Приморского края программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе Плана социального развития центров экономического роста Приморского края;

- повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;

- совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и реальных финансовых возможностей бюджета Приморского края, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации государственных программ;

- повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса путем популяризации Портала управления общественными финансами Приморского края для понимания гражданами реализуемой в Приморском крае бюджетной и налоговой политики.

В части совершенствования политики межбюджетных отношений на 2019-2021 годы планируется:

осуществление дальнейшего перехода к распределению межбюджетных субсидий приложениями к закону о краевом бюджете;

осуществление распределения средств сбалансированности муниципальным образованиям Приморского края, в том числе на поощрение за достигнутые результаты в работе по снижению неформальной занятости;

работа над поэтапным снижением (ликвидацией) просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований края.

Планируется принятие долговой политики Приморского края на 2019 – 2021 годы, направленной на снижение дефицита краевого бюджета, поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание государственного долга.

Это основные цели и задачи, которые необходимо реализовывать в текущем году, и, которые поставлены в качестве приоритетов.

Основными направлениями бюджетной политики на период 2019-2021 годов, как и в предыдущие годы, являются:

повышение эффективности бюджетных расходов;

безусловное исполнение принятых социальных обязательств;

финансовое обеспечение реализации приоритетных для региона задач;

регулирование межбюджетных отношений в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета на всех уровнях;

обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.


Основные направления налоговой политики на 2019 - 2021 годы

 

Администрацией   края    будет    продолжена   работа     по    сохранению, укреплению   и   развитию   налогового  потенциала путем  совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Приморского края и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы.

Согласно соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Приморского края Администрация Приморского края обязана обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Приморского края.

Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в крае осуществляется реализация мероприятий, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 29 марта 2017 года № 110-ра «Об утверждении Программы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2017 по 2019 год», предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.

В целях определения целесообразности, востребованности и результативности налоговых льгот, установленных законодательством Приморского края, необходимо проведение их инвентаризации и оценка эффективности, формирование и ведение на постоянной основе реестра налоговых льгот, закрепление за каждой льготой куратора из числа органов исполнительной власти Приморского края.

По результатам инвентаризации необходимо предусмотреть последовательную отмену неэффективных и финансовых налоговых льгот.

При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического   роста   и    развитие   налогооблагаемой    базы,   недопущение увеличения   уровня    расходных  обязательств  бюджета  и   роста   социальной напряженности в обществе.    

Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок на основании Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) Приморского края, разработанной в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации, исходя из оценки их востребованности и соответствия целям и задачам государственных программ или иным целям социально-экономической политики Приморского края.

Решение о возможном продлении налоговых льгот должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения и признание этих льгот эффективными.

Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.

В целях увеличения доходов бюджетов муниципальных образований и соблюдения принципа справедливости при налогообложении, с 1 января       2019 года в Приморском крае будет осуществлен переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Основные направления  бюджетной и   налоговой  политики Приморского края  на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами с применением методов проектного управления, безусловное исполнение принятых социальных обязательств,  финансовое обеспечение реализации приоритетных для региона задач, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности.