Авторизация

Основные направления

бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

 

      Основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Основные направления) подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статьями 53, 58 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 - 2019 годах.

   Определяющее влияние на формирование Основных направлений оказали целевые ориентиры развития страны, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

   Целью основных направлений бюджетной политики на 2020-2022 годы (далее - бюджетная политика) является определение условий, используемых при составлении проекта краевого бюджета на 2020-2022 годы, основных подходов к его формированию, и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

    Бюджетная и налоговая политика Приморского края на 2020 – 2022 годы сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития региона.

   Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.

   В этой связи будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы региона, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Приморского края, оптимизации расходов и совершенствование долговой политики края.

   С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона распоряжением Администрации Приморского края от 21 сентября 2018 года № 327-ра утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2018 по 2024 годы, предусматривающий:

   проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;

обеспечение роста налоговых доходов консолидированного бюджета Приморского края по итогам исполнения консолидированного бюджета региона за текущий год по сравнению с уровнем исполнения отчетного года в действующих условиях на 2,5 %;

     обеспечение роста неналоговых доходов краевого бюджета Приморского края ежегодно не менее чем на 2,5 %;

необходимость обеспечения снижения недоимки не менее чем на 5 % по налоговым платежам в консолидированный бюджет Приморского края;

   запрет на установление расходных обязательств Приморского края, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Бюджетная политика Приморского края в области государственных внутренних заимствований в предстоящем периоде будет направлена на поддержание объема государственного долга края на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на обслуживание государственного долга Приморского края, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.

 

Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 году и
первой половине 2019 года

 

 

   Бюджетная политика Приморского края в 2018 году, как и в предыдущие годы, была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости как краевого бюджета, так и бюджетов муниципальных образований, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживание роста долговых обязательств региона, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации.

   При исполнении краевого бюджета в 2018 году Администрация Приморского края руководствовалась следующими приоритетами:

   обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы края;

   выполнение социальных обязательств, принятых государственной властью;

   повышение уровня и качества жизни населения края;

   создание условий для оказания качественных государственных услуг;

   обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;

  соблюдение безопасного уровня дефицита и государственного долга в целях предотвращения условий для возникновения   финансовых кризисов;

   ограничение роста расходов краевого бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками;

  сохранение объема государственного долга Приморского края на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;

   повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований Приморского края.

   Сбалансированная политика Приморского края в 2018 году обеспечила исполнение краевого бюджета за 2018 год по доходам в объеме 116,5 млрд рублей (при плане – 111,6 млрд рублей) или на 104,4 % к плановым показателям, по расходам – 100,7 млрд рублей (при плане – 109,1 млрд рублей) или на 92,3 % к плановым показателям.

   Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2018 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года, разместить временно свободные средства краевого бюджета на банковские депозиты и получить доход в размере 41 млн рублей.

   Отсутствие коммерческих заимствований обеспечило экономию по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 990,5 млн рублей.

   Исполнение доходной части краевого бюджета в 2018 году на 104,4 % от плановых назначений позволило Администрации Приморского края осуществлять финансирование расходов в рамках реализации мероприятий государственных программ Приморского края и непрограммных направлений деятельности органов исполнительной власти Приморского края в объемах, подтвержденных заявками главных распорядителей, при наличии подтверждающих платежных документов.

   Наиболее значимым направлением бюджетной политики по-прежнему остается повышение эффективности бюджетных расходов.

  Традиционно, как и в предыдущие годы, расходная часть краевого бюджета имела социальную направленность. Среднекраевой процент исполнения расходной части бюджета за 2018 год составил 92,3 %. В приоритетном порядке обеспечено финансирование из краевого бюджета таких социально значимых направлений, как развитие культуры (98,6 %), образование (98,2 %), здравоохранение (97,7 %), физической культуры и спорта (96,6 %), социальные мероприятия (96,3 %). Обеспечено безусловное исполнение Указов Президента, проведены мероприятия, направленные на оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, на оптимизацию численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий («дорожными картами») по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, а также на повышение эффективности и результативности используемых инструментов программно-целевого управления. В полном объеме обеспечены социальные выплаты нуждающимся категориям граждан.

   Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат.

  Проведена работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь, направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации.

  В целях повышения эффективности государственного управления осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию государственных программ Приморского края с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности.

  В результате проведенной работы в 2018 году удалось достигнуть сокращения планового дефицита краевого бюджета на сумму 6,8 млрд рублей.

  По итогам года краевой бюджет исполнен с профицитом в размере 15,7 млрд рублей.

  В Приморском крае создана устойчивая система межбюджетных отношений.

  Сформированы механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

 В рамках контрольных процедур за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями Приморского края:

   проводилась экспертиза проектов бюджетов;

  заключены соглашения с высокодотационными муниципальными образованиями и со всем городскими округами и муниципальными районами Приморского края, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

   осуществлялся ежемесячный мониторинг исполнения местных бюджетов.

  Для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях созданы стимулы к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусмотрена система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во всех муниципальных образованиях.

  По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах, достигшим наивысших результатов, выделяются гранты.

  Муниципальным образованиям Приморского края, которые в ходе исполнения своих бюджетов испытывали определённые трудности, из краевого бюджета выделялись иные межбюджетные трансферты на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Приморского края.

  С целью снижения объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета края впервые средства дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов были распределены законом о краевом бюджете между муниципальными образованиями, имеющими задолженность по итогам исполнения бюджетов в 2014-2017 годах и первое полугодие 2018 года.

  В    целях     повышения   финансовых     возможностей     муниципальных образований Приморского края в решении вопросов местного значения и осуществления наиболее затратных расходных обязательств муниципальных образований с максимальной финансовой поддержкой краевого бюджета увеличен уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований:

   для муниципальных районов и городских округов в зависимости от уровня дотационности от 99 % до 99,5 % по расходным обязательствам в части капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (расходы инвестиционного характера), от 95 % до 99 % по расходным обязательствам, не относящимся к осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (расходы неинвестиционного характера);

   для городских и сельских поселений установлены единые уровни софинансирования: по расходным обязательствам в части капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (расходы инвестиционного характера) – 99,5 %; по расходным обязательствам, не относящимся к осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (расходы неивестиционного характера), – 99 %.

   В целом для повышения качества бюджетного планирования и эффективного использования бюджетных средств на 2019 год законом о краевом бюджете распределено 90 % от общего объема субсидий местным бюджетам.

  С целью снижения долговой нагрузки на бюджет в соответствии с соглашениями, заключенными Приморским краем и Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации обязательств Приморского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, в 2018 году высвобождены средства в размере 2,8 млрд рублей и направлены на финансирование расходных обязательств социальной направленности.

   В распоряжение Администрации Приморского края от 18 октября        2018 года № 365-ра «Об утверждении долговой политики Приморского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в соответствии с условиями соглашений внесены изменения, направленные на сокращение дефицита бюджета и государственного долга Приморского края.

  По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного долга составил 5,2 млрд рублей, в том числе бюджетные кредиты – 3,6 млрд рублей, государственные гарантии – 1,6 млрд рублей, коммерческие заимствования в составе государственного долга отсутствуют.

По состоянию на 1 июня 2019 года объем государственного долга не изменился.

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2020 - 2022 годы

 

   Бюджетная политика Приморского края на долгосрочную перспективу сохранит преемственность заявленных в предыдущие годы ориентиров и продолжит последовательно реализовываться по следующим направлениям:

   приоритизация бюджетных расходов с учетом обеспечения достижения целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и необходимости реализации на территории Приморского края программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе Плана социального развития центров экономического роста Приморского края;

  повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;

  совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и реальных финансовых возможностей бюджета Приморского края, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации государственных программ;

   повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса путем популяризации Портала управления общественными финансами Приморского края для понимания гражданами реализуемой в Приморском крае бюджетной и налоговой политики.

   Реализация поставленных задач позволит достичь конечной цели бюджетной политики региона, состоящей в улучшении условий и качества жизни населения в Приморском крае, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития края.

  Основной целью реализации налоговой политики Приморского края на долгосрочную перспективу является сохранение условий для устойчивого роста экономики региона и обеспечение его сбалансированности.

  Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Приморского края, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Приморского края на 2020 год и плановый период необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в крае.

  Кроме того, Администрацией края планируется продолжить практику по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Приморского края и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы.

   В целях вывода из «тени» физических лиц, в настоящее время не уплачивающих налоги, и увеличения доходной части краевого бюджета Администрацией края проводится работа по включению Приморского края с     1 января 2020 года в состав субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

  Для обеспечения роста доходов бюджетов муниципальных образований и соблюдения принципа справедливости при налогообложении, с 1 января       2020 года в Приморском крае будет осуществлен переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В этой связи важным фактором является установление представительными органами муниципальных образований экономически обоснованных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, в том числе в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

   Принятые Приморским краем обязательства по выполнению условий Соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Приморского края устанавливают определенные требования к размеру доходной части консолидированного бюджета Приморского края.

   Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в крае осуществляется реализация мероприятий, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 21 сентября 2018 года № 327-ра «Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2018 по 2024 годы», предусматривающего снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.

   Будет продолжена работа, направленная на повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот.

 Учитывая существенное влияние на доходы бюджета принимаемых решений по установлению налоговых льгот, предоставление новых налоговых преференций должно быть направлено на стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы. Необходимо предусматривать конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы, проведение оценки эффективности, после чего должны быть приняты решения об их пролонгации или отмене, если цели предоставления льгот не были достигнуты.

   Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.

Бюджетная политика Приморского края в части совершенствования политики межбюджетных отношений на 2020-2022 годы будет сосредоточена на решении следующих задач:

   закрепление положительных результатов, достигнутых в рамках повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;

    существление дальнейшего перехода к распределению межбюджетных субсидий законом о краевом бюджете;

работа над поэтапным снижением (ликвидацией) просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований края;

   повышение финансовой дисциплины муниципальных образований края.

   В части долговой политики Приморского края на 2020 – 2022 годы планируется снижение дефицита краевого бюджета,
поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание государственного долга.

   Основные направления бюджетной и налоговой  политики Приморского края на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами с применением методов проектного управления, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для региона задач, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности.

   В конечном итоге бюджетная и налоговая политика Приморского края на долгосрочную перспективу позволит осуществить на качественно высоком уровне формирование и исполнение краевого бюджета на 2020 год и плановый период, при этом гарантированно реализовать задачи, поставленные в рамках национальных проектов, обеспечив сбалансированность и устойчивость бюджетной системы региона.