Авторизация

Основные направления бюджетной и налоговой политики

  Основные направления бюджетной и налоговой политики

Приморского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статьей 58 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 - 2017 годах.

Целью основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы (далее - бюджетная политика) является описание условий, принимаемых для составления проекта краевого бюджета на 2018-2020 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная политика на 2018 – 2020 годы направлена на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в Приморском крае, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона.

В приоритетах бюджетной политики Приморского края на среднесрочный период сохраняется обеспечение стабильности краевого и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, более четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики.

Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, для поддержания сбалансированности краевого бюджета при его формировании будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятию новых расходных обязательств, сокращению неэффективных расходов, снижению привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживанию наращивания объема государственного долга.

Основной задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2017-2019 годов с конечной целью сокращения размера дефицита, а также подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы распоряжением Администрации Приморского края
от 29 марта 2017 года № 110-ра утверждена Программа мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2017 по 2019 год, предусматривающая:

проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;

необходимость обеспечения снижения недоимки не менее чем на 5 % по налоговым платежам в консолидированный бюджет Приморского края;

обеспечение роста неналоговых доходов консолидированного бюджета Приморского края ежегодно на 5 %;

запрет на увеличение численности государственных и муниципальных гражданских служащих Приморского края;

запрет на установление расходных обязательств Приморского края, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что ограничение объёмов расходов и дефицита – это не только вопрос устойчивости краевого бюджета, это вопрос общего экономического равновесия.

Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам краевого бюджета.

Приоритет расходной части бюджета должен быть ориентирован на две основные цели – это поддержка экономического роста и борьба с бедностью.

 

Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и
первой половине 2017 года

 

В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет Приморского края формируется в новой структуре кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации. Учитывая, что с 2013 года при формировании бюджета Приморского края применяется программно-целевой метод планирования, закономерно, что указанные изменения повлекли за собой изменения структуры государственных программ Приморского края. Структура государственной программы сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий.

Сбалансированная политика Приморского края в 2016 году обеспечила исполнение краевого бюджета за 2016 год по доходам в объеме 89,2 млрд. рублей (при плане - 87,2 млрд. рублей) или на 102,3 % к плановым показателям, по расходам – 85,2 млрд. рублей (при плане - 90,3 млрд. рублей) или на 94,3 % к плановым показателям.

Доходная часть краевого бюджета в 2016 году исполнена на 102,3 % от плановых назначений, что позволило Администрации Приморского края осуществить финансирование заявленных расходов в рамках реализации мероприятий государственных программ Приморского края и непрограммных направлений деятельности органов исполнительной власти Приморского края в заявленном объёме.

Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат, в течение 2016 года проведена оптимизация расходов краевого бюджета на сумму 3,6 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности государственного управления предприняты меры по оптимизации расходов краевого бюджета текущего года, в том числе:

продлено действие Закона Приморского края «О денежном содержании Губернатора Приморского края и лиц, замещающих отдельные государственные должности Приморского края» в части снижения размера денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Приморского края, на 10 %;

осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию государственных программ Приморского края с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности.

В результате комплекса мер, направленных на эффективное исполнение бюджета в условиях оптимизации расходов, краевой бюджет в 2016 году исполнен с профицитом в сумме 4,1 млрд. рублей.

В части совершенствования политики межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу и в целях повышения эффективности и результативности предоставления субсидий:

осуществляется постепенный переход к распределению межбюджетных субсидий приложениями к закону о краевом бюджете;

установлен срок распределения субсидий, не распределенных приложениями к закону о краевом бюджете, до 1 апреля текущего финансового года;

применен механизм перечисления межбюджетных субсидий под фактическую потребность, что позволило практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах муниципальных образований, обеспечило повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.

Распоряжением Администрации Приморского края от 4 июня 2015 года № 148-ра утверждена долговая политика Приморского края на 2016-2018 годы, одной из основных задач которой также является сокращение дефицита бюджета края.

С целью снижения долговой нагрузки на краевой бюджет заключено соглашение с Минфином России о предоставлении бюджету Приморского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Приморского края на сумму 692,5 млн. рублей сроком
на 5 лет. За счет этих кредитных средств произведена досрочная уплата в федеральный бюджет основного долга по ранее предоставленному кредиту в сумме 692,5 млн. рублей.

Общий объем государственного долга на 01 января 2017 года составлял 6,2 млрд. рублей, в том числе 5,1 млрд. рублей бюджетные кредиты и 1,2 млрд. рублей государственная гарантия, которая на текущий момент постановлением Администрации Приморского края списана в связи с полным исполнением принципалом обязательств по кредитному договору.

Вместе с этим остается нерешенным вопрос погашения дефицита краевого бюджета, который сформировался в том числе в результате необходимости инвестирования в целях создания инфраструктуры территорий опережающего развития, земельных участков для многодетных семей. Основными источниками финансирования дефицита бюджета Приморского края на 2017 год планируются кредиты от кредитных организаций.

Все эти меры и непринятие новых расходных обязательств позволили стабилизировать ситуацию и обеспечить исполнение всех действующих расходных обязательств Приморского края.

 

Основные направления бюджетной политики на 2018 - 2020 годы

 

В целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в Приморского крае бюджетная политика в долгосрочном периоде будет направлена на:

ограничение роста общего объема расходов бюджета Приморского края в целях гарантированного обеспечения исполнения расходных обязательств и сохранения устойчивости бюджета в условиях волатильности бюджетных доходов;

приоритезацию бюджетных расходов с учетом необходимости реализации на территории Приморского края приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и стратегических инициатив социально-экономического развития Приморского края;

повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем нормирования бюджетных затрат и контроля в государственных закупках; – содействие проектам развития общественной инфраструктуры с вовлечением граждан через изучение и популяризацию лучших российских практик;

обеспечение открытости и понятности бюджетной информации, повышение финансовой грамотности граждан, поддержку и развитие общедоступных информационно-аналитических ресурсов.

Планирование государственных заимствований в долгосрочной перспективе предполагается осуществлять в размерах, необходимых для рефинансирования долговых обязательств и обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Приморского края.

Это основные цели и задачи, которые необходимо реализовывать в текущем году, и, которые поставлены в качестве приоритетов.

При этом сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов 2018-2020 годов принципиально важно и для долгосрочной устойчивости государственных финансов с учётом стоимости обслуживания государственного долга.

Перед Администрацией Приморского края стоит сложная задача для того, чтобы не имея возможности наращивать общий объём расходов, тем не менее иметь и бюджетные стимулы, которые будут соответствовать экономическому росту. Это значит, дополнительные требования к приоритизации расходов, к эффективности расходов, потому что нельзя допустить, чтобы при сокращении дефицита бюджета и при ограничении бюджетных расходов пострадали наиболее эффективные с точки зрения структурных изменений в экономике расходы.

Кроме этого, принципиально важно достроить систему внутреннего контроля и возложить соответствующую ответственность за контроль на главных распорядителей бюджетных средств.

Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный цикл остаются:

повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

повышение эффективности мер социальной поддержки населения;

развитие внутреннего финансового контроля и мониторинга качества финансового менеджмента;

обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.

При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа органов исполнительной власти Приморского края.

 

Основные направления налоговой политики на 2018 - 2020 годы

 

Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Приморского края, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Приморского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в крае.

Администрацией Приморского края будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Приморского края и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал региона, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.

Поддержанию финансовой стабильности края будет способствовать реализация долговой политики Приморского края, направленной на поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, замещение дорогостоящих коммерческих заимствований бюджетными кредитами, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание государственного долга.

В соответствии с соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета Администрация Приморского края обязана обеспечить в 2017 - 2022 годах дефицит бюджета на уровне не более 10 % от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год.

Согласно соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Приморского края из федерального бюджета Администрация Приморского края обязана обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Приморского края.

Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в крае осуществляется реализация мероприятий, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 29.03.2017 № 110-ра «Об утверждении Программы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2017 по 2019 год», предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.

При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и развития налогооблагаемой базы, недопущения увеличения уровня расходных обязательств бюджета и роста социальной напряженности в обществе.    

Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, а решение об их возможном продлении должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения и признание этих льгот эффективными.

Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.

В целом в бюджетной и налоговой политике Приморского края на долгосрочную перспективу будет сохранена преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих, в первую очередь, повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях складывающейся экономической ситуации. Предполагается дальнейшее повышение эффективности налоговой системы на основе роста качества администрирования доходов бюджета, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности.