Авторизация

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Основные направления

бюджетной политики Приморского края и основные направления налоговой политики Приморского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статьей 58 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», с учетом итогов реализации бюджетной политики в 2015 - 2016 годах.

Целью основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта краевого бюджета на 2017-2019 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Первой задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2016 года с конечной целью сокращения размера дефицита, а также подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу.

Второе, внедрённый несколько лет назад механизм государственных программ хотя и является наиболее оптимальным, но пока заработал не в полную силу. И очевидно, что в эту систему нужно внедрять новые механизмы, чтобы она всё-таки стала работающей, а не формальной.

В-третьих, внутренний государственный контроль необходимо организовать на новом уровне. Недопустимость неисполнения обязательств перед агентами экономической деятельности и перед гражданами. А для этого необходимо обеспечить ритмичное использование бюджетных средств, в том числе в рамках заключения и сопровождения государственных контрактов.

В этом процессе одно из ключевых значений принадлежит именно бюджетной политике. Принятые решения по оптимизации бюджетных расходов, по аккуратному подходу к текущим обязательствам способствовали адаптации экономики к новым условиям, стабилизации ключевых экономических показателей, а значит, это всё содействовало созданию условий для построения инвестиционных планов.

Сохранение бюджетного дефицита на текущих уровнях означает, что во избежание инфляционных последствий краевой бюджет сможет себе позволить только крайне умеренное восстановление кредитной активности, а значит, не сможет получать тот приток денежных средств из банковского сектора, который ему необходим.

Не надо забывать и о других рисках. За бюджетный дефицит надо платить. При текущем уровне бюджетного дефицита и текущем уровне процентных ставок объём процентных расходов каждый год будет нарастать, вытесняя все остальные важные бюджетные траты.

Только увеличение доходов, обеспеченное реальным ростом экономики, позволяет решить больше задач, возложенных на государство. Ускорение темпов роста экономики Приморского края – одна из ключевых задач, обеспечивающая в том числе и устойчивость бюджетной системы.

Важно подчеркнуть, что ограничение объёмов расходов и дефицита – это не только вопрос устойчивости краевого бюджета, это вопрос общего экономического равновесия.

Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам краевого бюджета.

Приоритет расходной части бюджета должен быть ориентирован на две основные цели – это поддержка экономического роста и борьба с бедностью.

 

Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2015 году и первой половине 2016 года

 

В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет Приморского края сформирован в новой структуре кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации. Учитывая, что с 2013 года бюджет Приморского края формируется с использованием программно-целевого метода планирования, закономерно, что указанные изменения повлекли за собой изменения структуры государственных программ Приморского края. Структура государственной программы сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий

Проект краевого бюджета на 2016 год сформирован в программной структуре расходов на основе действующих 18 государственных программах Приморского края (далее – государственные программы), утвержденных Администрацией Приморского края.

Принятые бюджетные решения о постатейном распределении средств обоснованы анализом конечных общественно значимых показателей и результативностью использования ресурсов государственных программ.

В 2016 году доля "программных" расходов краевого бюджета, превышает 97,5 процента от общего объема расходов краевого бюджета.

В 2015 году решение задач социально-экономического развития Приморского края осуществлялось в условиях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Приморского края.

Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов краевого бюджета привело к необходимости выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в Указах от 7 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста.

Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.

В целях реализации поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации "обеспечить сокращение в 2015–2017 годах расходов ежегодно не менее, чем на 5 % в реальном выражении за счёт снижения неэффективных затрат" и в целях повышения эффективности государственного управления предприняты меры по оптимизации расходов краевого бюджета отчетного года, в том числе:

внесены изменения в Закон Приморского края "О денежном содержании Губернатора Приморского края и лиц, замещающих отдельные государственные должности Приморского края", в результате чего снижен размер денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Приморского края на 10 %, что составило в сумме 9,6 млн. рублей;

осуществлен анализ полномочий и функций, исполняемых органами исполнительной власти Приморского края, в результате которого принято решение о сокращении в отчетном году 191 ед. штатной численности работников органов исполнительной власти Приморского края с соответствующим сокращением расходов на их содержание (распоряжение Администрации Приморского края от 15 июня 2015 года № 151-ра), в объеме 202,4 млн. рублей;

осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию государственных программ Приморского края с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности, в первую очередь направленных на реализацию Указов от 7 мая 2012 года.

В результате проведенной работы в 2015 году удалось достигнуть сокращения планового дефицита краевого бюджета в сумме 1,6 млрд. рублей.

Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило
в 2015 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года и, особенно важно, в 2015 году удалось избежать кредитования в коммерческих банках на финансирование расходных обязательств 2015 года. Кредиты, полученные в 2015 году, направлены на уплату долговых обязательств 2014 года, которые были взяты на достройку объектов саммита АТЭС, и как следствие, экономия по уплате платежей по обслуживанию государственного долга составила в сумме более 645 млн. рублей. Долговые обязательства Приморского края за год снижены на 275 млн. рублей.

С целью снижения долговой нагрузки на краевой бюджет:

- заключено соглашение с Минфином России о реструктуризации обязательств Приморского края по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Приморского края из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) на сумму 163,7 млн. рублей. Возврат реструктурированной задолженности будет осуществляться с 2025 по
2034 годы.

- осуществлен контроль за погашением в краевой бюджет задолженности по бюджетным кредитам муниципальных образований края, краевых государственных унитарных предприятий и организаций других форм собственности (с учетом начисленных процентов) на общую сумму 27,3 млн. рублей;

- в установленный договором срок произведена уплата в федеральный бюджет основного долга по кредиту в сумме 156 млн. рублей и процентов за обслуживание бюджетных кредитов в сумме 4,5 млн. рублей, полученных на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений Приморского края и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;

- в целях защиты интересов краевого бюджета заключено мировое соглашение с краевым государственным унитарным предприятием "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" об урегулировании задолженности по денежным обязательствам перед Приморским краем. В реестр требований кредиторов включены кредиторские требования департамента финансов Приморского края на общую сумму 299,9 млн. рублей.

Помимо этого, распоряжением Администрации Приморского края
от 4 июня 2015 года № 148-ра утверждена долговая политика Приморского края на 2016-2018 годы, одной из основных задач которой также является сокращение дефицита бюджета края.

В целях оптимизации расходов консолидированного бюджета в Приморском крае проведены мероприятия по объединению городских и сельских поселений, что позволило сократить ассигнования, направляемые на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований.

Так, в 2015 году в результате проведённой работы по объединению  поселений, входящих в состав муниципальных районов, количество поселений в Приморском крае сократилось со 137 до 124, экономический эффект в местные бюджеты составил порядка 43 млн. рублей.

 

Основные направления бюджетной политики на 2017 - 2019 годы

 

Основной целью бюджетной политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Приморского края.

Реализация бюджетной политики Приморского края в 2017-2019 годах будет осуществляться в качественно новых экономических условиях.

Ориентация на достижение ключевых целей в рамках финансовых ограничений требует качественного изменения подходов к реализации государственной политики. Основой должен стать проектный подход, для реализации которого в своё время и был введён институт государственных программ. Необходимо чётко, в полной увязке с целями Администрации Приморского края определять ключевые показатели деятельности и способы их достижения в рамках имеющихся ресурсных ограничений.

Вообще, целеполагание и объём ресурсов – вот, по сути дела, два основных критерия, которые должны быть положены в основу планирования. В ходе нового бюджетного процесса необходимо чётко определить предельные возможности с точки зрения финансового обеспечения государственных программ. И, исходя из этих возможностей, также чётко определить те цели деятельности исполнительной власти Приморского края, на которые достаточно финансов, достаточно мер регулирования, которые имеются в качестве инструментария главных распорядителей, главных администраторов средств краевого бюджета, и, таким образом, подойти к формированию бюджета на 2017-й и последующий годы, исходя из задач необходимости стабилизации экономической ситуации через объёмы расходов, которые мы себе можем позволить, а после этого определения распределять эти расходы по тем приоритетам и целям, которые ставит перед собой Администрация Приморского края.

На тех же принципах целеполагания должна быть построена работа и в части пересмотра налоговых льгот и освобождений по сборам и взносам, которые, по сути дела, являются скрытыми расходами. Необходимо систематизировать в едином документе все льготы и освобождения, разнести их по отдельным государственным программам. Задача на 2017 год – провести работу по оценке эффективности льгот и их влиянию на экономический рост и по результатам этой работы представить предложения по отмене неэффективных преференций.

Следующая цель – это повышение операционной эффективности расходования бюджетных ресурсов. Предстоит решить ряд проблем. В первую очередь это рост дебиторской задолженности.

Вторая проблема – это неравномерное использование бюджетных средств в течение года. Большая часть ресурсов бюджета тратится в декабре – до 20% всех кассовых расходов.

Для решения этих проблем необходимо:

Первое. Ужесточить кассовую дисциплину - активно использовать такой ограничительный инструмент, как предельные объёмы финансирования и механизм бюджетного аккредитива, а так же сократить объёмы авансов.

Второе. Не менее важно не допустить возникновения в IV квартале так называемого "бюджетного навеса". По некоторым главным распорядителям расходы краевого бюджета на декабрь превышают половину всех ранее произведённых кассовых расходов. Во многом проблемы исполнения краевого бюджета связаны с несвоевременным обеспечением процедур, процедурных вопросов, – с заключением соглашений, контрактных договоров и так далее.

Третье. Необходимо полноценно использовать механизм, при котором средства из краевого бюджета перечисляются ровно в тот момент времени и в том объёме, когда это требуется для получателя средств и в соответствии с целями их предоставления.

В 2017 году будет расширено казначейское сопровождение по всем контрактам в части товаров, работ и услуг. А создание системы централизованного учёта бюджетных и денежных обязательств в органах Федерального казначейства позволит перейти к учёту дебиторской и кредиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств.

Четвёртое. Не менее важной стратегической задачей в рамках реализации тактических мер, целей деятельности исполнительной власти Приморского края является задача по повышению качества оказываемых государственных услуг. Для решения этой задачи в этом году государственные задания для учреждений были утверждены на основании базовых и ведомственных перечней услуг, а субсидии на их содержание рассчитаны на основании единых базовых нормативов затрат.

Расширится электронное взаимодействие в бюджетном процессе. Уже реализованы все необходимые процедуры подключения к системе, сформированы перечни услуг в электронном формате и осуществляется обмен таким образом. С 2017 года в электронном бюджете будут вестись процессы управления закупками, бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, бюджетные сметы получателей средств бюджета, а также планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Третья стратегическая цель касается доходной части бюджета. Здесь стоят следующие цели: обеспечение стабильности и предсказуемости налоговых режимов, повышение собираемости налогов и сборов, улучшение качества делового климата через упрощение и повышение удобства работы для экономических агентов, работающих вбелую, и, соответственно, создание невозможности для работы вне налогового законодательства. В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:

Первая – это стабильность налоговых условий. Стабильность налоговых условий является прямым следствием устойчивости бюджетной конструкции. Всем понятно, что существующий дефицит бюджета сейчас – это высокий риск увеличения налоговой нагрузки в будущем. Поэтому с этой точки зрения важен устойчивый баланс бюджета.

Вторая задача – это создание системы администрирования, построенной на единой методологической базе, что означает: больше поступлений, меньше административной нагрузки для легального бизнеса.

На качество планирования и администрирования доходов бюджета существенное влияние окажет ведение реестра доходов и отражение в нормативных правовых актах, договорах порядка исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях уплаты платежей, являющихся источниками неналоговых доходов бюджетов.

Четвертая стратегическая цель - совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований края.

Оказание финансовой поддержки со стороны краевого бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования, являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов.

В 2018 и 2019 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет осуществлено с учетом формирования резерва в объеме 20 %.

Другим важным аспектом политики межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу является повышение эффективности и результативности предоставления субсидий. Это должно быть обеспечено за счет:

1) постепенного перехода к распределению межбюджетных субсидий приложениями к закону о краевом бюджете;

2) установления срока распределения субсидий, не распределенных приложениями к закону о краевом бюджете, до 1 апреля текущего финансового года;

3) применения механизма перечисления межбюджетных субсидий под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах муниципальных образований, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.

Следующее – это долговая политика. Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.

Поддержанию финансовой стабильности края будет способствовать реализация долговой политики Приморского края, направленной на поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, замещение дорогостоящих коммерческих заимствований бюджетными кредитами, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание государственного долга.

Неплохой результат показан работой по ограничению динамики роста госдолга, как одним из условий Соглашений от 09 апреля 2015 года № 01-01-06/06-38 и от 26 октября 2015 года № 01-01-06/06-192 между Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Приморского края "О предоставлении бюджету Приморского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Приморского края". В соответствии с соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета Администрация Приморского края обязана обеспечить в 2016, 2017, 2018 годах дефицит бюджета на уровне не более 10 % от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017, 2018 годы соответственно.

Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в крае продолжится реализация мероприятий, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 29 марта 2016 года № 107-ра "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период до
2018 года", предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.

Это основные цели и задачи, которые необходимо реализовывать в текущем году, и, которые поставлены в качестве приоритетов.

При этом сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов 2017-2019 годов принципиально важно и для долгосрочной устойчивости государственных финансов с учётом стоимости обслуживания государственного долга.

Перед Администрацией Приморского края стоит сложная задача, для того чтобы, не имея возможности наращивать общий объём расходов, тем не менее иметь и бюджетные стимулы, которые будут соответствовать экономическому росту. Это значит, дополнительные требования к приоритизации расходов, к эффективности расходов, потому что нельзя допустить, чтобы при сокращении дефицита бюджета и при ограничении бюджетных расходов пострадали наиболее эффективные с точки зрения структурных изменений в экономике расходы.

Кроме этого, принципиально важно достроить систему внутреннего контроля и возложить соответствующую ответственность за контроль на главных распорядителей бюджетных средств.

Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный цикл остаются:

повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

повышение эффективности мер социальной поддержки населения;

повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов - установить норму о распределении межбюджетных субсидий не менее чем на 50% до начала очередного финансового года законом о краевом бюджете, что существенно повысит предсказуемость объема межбюджетных субсидий и увеличит эффективность использования бюджетных средств на муниципальном уровне;

повышение эффективности осуществления расходов на государственное управление;

развитие внутреннего финансового контроля и мониторинга качества финансового менеджмента;

обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, расширение практики общественного участия - обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности. При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа органов исполнительной власти Приморского края.

 

Основные направления налоговой политики на 2017 - 2019 годы

 

Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Приморского края, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Приморского края на 2017 и плановый период год необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в крае.

Администрацией края будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Приморского края и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал региона, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Для создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия, в связи с принятием Федерального закона
от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен проект закона Приморского края "О внесении изменений в закон Приморского края "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций" (далее – законопроект).

Законопроектом расширяются существующие меры финансовой поддержки предпринимательской деятельности на территории Приморского края в виде установления пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет для организаций – участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также для организаций - участников региональных инвестиционных проектов - участников специальных инвестиционных контрактов

В целях создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях с различным уровнем социально-экономического развития с 1 января 2017 года планируется внести  изменения в Закон Приморского края от 13 ноября 2012 года № 122-КЗ "О патентной системе налогообложения на территории Приморского края" в части дифференциации потенциального дохода по группам муниципальных образований Приморского края с учетом факторов уровня социально-экономического развития, удаленности и плотности территорий.

При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и развития налогооблагаемой базы, недопущения увеличения уровня расходных обязательств бюджета и роста социальной напряженности в обществе. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, а решение об их возможном продлении должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения.

Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.

Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Приморского края в долгосрочном периоде.