Авторизация

 

Проект основных направлений бюджетной и налоговой политики ПК на 2022-2024

Распоряжение Правительства Приморского края от 12.11.2020 № 506-рп

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2022 год
и плановый период 2023 и 2024 годов

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Основные направления) подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статьями
53, 58 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 - 2021 годах.

Определяющее влияние на формирование Основных направлений оказали целевые ориентиры развития страны, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
21 апреля 2021 года,
положениях указов Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Целью основных направлений бюджетной политики на 2022-2024 годы (далее - бюджетная политика) является определение условий, используемых при составлении проекта краевого бюджета на 2022-2024 годы, основных подходов к его формированию, и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Приморском крае, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

 

Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики
в 2020 году и первой половине 2021 года

 

Ключевой задачей бюджетной и налоговой политики в 2020 году было обеспечение устойчивых темпов роста экономики региона, повышение предпринимательской и инвестиционной активности.

В связи с этим на протяжении 2020 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации.

Основным инструментом реализации целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стали национальные проекты.

Достижение целей, показателей и результатов национальных проектов обеспечивалось за счет реализации в Приморском крае соответствующих региональных проектов.

В 2020 году в целях поддержки хозяйствующих субъектов, наиболее пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в Приморском крае для данных налогоплательщиков установлены пониженные ставки по налогу на имущество организаций, упрощенной системе налогообложения, транспортному налогу, по налогу на игорный бизнес в отношении объектов налогообложения – игровых столов и игровых автоматов. Некоторым категориям налогоплательщиков пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения продлены и на 2021 год; по налогу на игорный бизнес в отношении объектов налогообложения – игровых столов и игровых автоматов пониженные ставки установлены на период июнь – август 2021 года.

В 2021 году принята новая редакция Закона Приморского края от 13.11.2012 № 122-КЗ «О патентной системе налогообложения
на территории Приморского края», предусматривающая
расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения; размеры потенциально возможного дохода пересчитаны исходя из размеров страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя и за наемных работников, т.к. Налоговым кодексом Российской Федерации с 2021 года налогоплательщику предоставлено право уменьшать сумму налога на суммы страховых взносов.

Ежегодно проводится оценка эффективности налоговых расходов по региональным налогам.

Налоговые расходы, признанные неэффективными, включены в план по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) в Приморском крае, утвержденный распоряжением Администрации Приморского края от 31 июля 2017 года
№ 278-ра, и отменены.

В 2020 году меры, направленные на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции на территории Приморского края, привели к резкому ухудшению финансового положения не только населения и бизнеса, но и бюджетов всех уровней.

Бюджетам муниципальных образований предоставлялась дотация в связи с увеличением ставки и отменой льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества социально-культурного назначения, финансируемого из бюджетов муниципальных образований.

Принятые меры позволили ограничить спад в экономике края и обеспечить ее дальнейшее восстановление.

Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность, разместить временно свободные средства краевого бюджета на банковские депозиты и получить в 2020 году доход в размере 137,7 млн рублей, в первой половине 2021 года 34,7 млн рублей.

В результате осуществляемой на постоянной основе работы по поэтапному снижению государственного долга Приморского края и уменьшению расходов на его обслуживание за 2020 год государственный долг Приморского края снизился на 362,1 млн рублей, а отсутствие в 2020 году коммерческих заимствований обеспечило экономию по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 564,3 млн рублей.

При исполнении краевого бюджета в 2020 году Правительство Приморского края руководствовалась следующими приоритетами:

обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы края;

выполнение социальных обязательств, принятых государственной властью;

повышение уровня и качества жизни населения края;

создание условий для оказания качественных государственных услуг;

обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;

соблюдение безопасного уровня дефицита и государственного долга в целях предотвращения условий для возникновения финансовых кризисов;

ограничение роста расходов краевого бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками;

сохранение объема государственного долга Приморского края на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;

повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами

муниципальных образований Приморского края.

Исполнение краевого бюджета по доходам в 2020 году осуществлялось в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением COVID-19, предоставления налоговых преференций наиболее пострадавшим категория налогоплательщиков. В указанных условиях доходы краевого бюджеты мобилизованы в объеме 144 813 млн рублей (при плане – 144 486 млн рублей) или на 100,2% к плановым показателям, по расходам – 160 540 млн рублей (при плане – 168 853 млн рублей) или на 95,1% к плановым показателям.

В 2020 году краевой бюджет сохранял социальную направленность. Среднекраевой процент исполнения расходной части бюджета за 2020 год составил 95,1%. В структуре исполненных расходов по разделам бюджетной классификации основная доля 60,81% была направлена на социально-культурную сферу. Обеспечено безусловное исполнение Указов Президента. В полном объеме предоставлены социальные выплаты нуждающимся категориям гражданам.

Проведена работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

По итогам года краевой бюджет исполнен с дефицитом в размере
15 726,6 млн рублей.

Поддержка муниципальных образований края, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов оставались в 2020-2021 годов приоритетом бюджетной и налоговой политики в сфере межбюджетных отношений.

Сформированы механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В рамках контрольных процедур за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями Приморского края:

проводилась экспертиза проектов бюджетов;

со всеми городскими округами, муниципальными округами и муниципальными районами Приморского края, являющимися получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) из краевого бюджета и (или) доходов по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, заключены соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, осуществлялся мониторинг их исполнения;

осуществлялся ежемесячный мониторинг исполнения местных бюджетов.

Для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях созданы стимулы к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусмотрена система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во всех муниципальных образованиях.

По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах, муниципальных округах и муниципальных районах муниципальным образованиям Приморского края, достигшим наивысших результатов, выделяются гранты.

Муниципальным образованиям Приморского края, которые в ходе исполнения своих бюджетов испытывали определённые трудности, из краевого бюджета выделялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Приморского края.

В целях снижения долговой нагрузки местных бюджетов в 2020 году по обращениям муниципальных образований проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам. Кроме того, муниципальным образованиям из краевого бюджета были предоставлены бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств по кредитам, привлеченным муниципальными образованиями от кредитных организаций. Это позволило муниципальным образованиям минимизировать расходы на обслуживание муниципального долга и высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.

Для оказания финансовой поддержки местным бюджетам, а также в целях поощрения муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования в муниципальные округа, были выделены иные дотации.

Бюджету Владивостокского городского округа для финансового обеспечения осуществления городом Владивостоком функций административного центра Приморского края предоставлены иные дотации.

В целях осуществления мероприятий по реализации проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, четырем муниципальным образованиям края – Владивостокский, Уссурийский, Артемовский и Находкинский городские округа в 2020 году из краевого бюджета выделены межбюджетные трансферты в общем объеме
300 млн рублей.

В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из краевого бюджета в рамках государственных программ выделяются субсидии, которые являются инструментом достижения долгосрочных целей субъекта. За счет этого созданы условия для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных для Приморского края направлениях деятельности органов местного самоуправления, обеспечение возможности полноценного учета результатов применения механизмов субсидирования и оценки эффективности предоставления соответствующих субсидий.

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики

на 2022 - 2024 годы

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики на
2022-2024 годы разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Базовый прогноз построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474.

Налоговая политика Приморского края будет направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой системы, обращенной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение существующих налоговых льгот.

С 1 января 2022 года региональным законом будут установлены дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских и муниципальных округов, муниципальных районов от мобилизованных с территорий платежей по упрощенной системе налогообложения для компенсации местным бюджетам выпадающих доходов в связи с отменой единого налога на вмененный доход.

Одним из важных принципов эффективной налоговой политики является проведение оценки эффективности налоговых льгот и преференций, установленных региональным законодательством. Будет продолжена политика обоснованности и эффективности применения налоговых льгот (налоговых расходов):

осуществление оценки налоговых льгот (налоговых расходов), включая оценку их эффективности, целесообразности и востребованности;

принятие мер по недопущению предоставления неэффективных налоговых льгот (налоговых расходов) по результатам оценки эффективности предлагаемых к введению налоговых льгот (расходов). Учитывая существенное влияние на доходы краевого бюджета принимаемых решений по установлению налоговых льгот, предоставление новых налоговых преференций должно быть направлено на стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы;

установление определенного срока действия при введении новых налоговых льгот (налоговых расходов);

предоставление отдельных налоговых льгот (налоговых расходов) с использованием правила «двух ключей» при условии соответствия целей предоставления таких налоговых льгот (налоговых расходов) целям государственных программ и (или) целям социально-экономической политики Приморского края, не относящимся к государственным программам;

отмена неэффективных и невостребованных льгот (налоговых расходов).

В целях обеспечения равных условий ведения трудовой деятельности в Приморском крае как граждан Российской Федерации, так и трудовых мигрантов коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Приморского края, устанавливать с учетом налога на доходы физических лиц со среднемесячной заработной платы в Приморском крае.

Как и в предыдущие годы остается актуальным:

обеспечение контроля органами исполнительной власти Приморского края, в ведомственной подчиненности которых находятся государственные краевые учреждения, за своевременным и полным перечислением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

повышение уровня ответственности главных администраторов доходов краевого бюджета за качественное прогнозирование доходов бюджета Приморского края и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам краевого бюджета, активизация претензионно-исковой деятельности.

Приоритеты долговой политики Приморского края, сложившиеся в
2019 - 2020 годах, будут сохранены.

Обеспечение потребностей в заемном финансировании, поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств, своевременное исполнение долговых обязательств при обеспечении минимизации расходов на обслуживание государственного долга будут принципами управления государственным долгом Приморского края.

Обеспечение безусловного соблюдения всех условий соглашений, заключенных в рамках проведения в 2017 году реструктуризации обязательств Приморского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, в том числе привлечение в краевой бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых.

Меры, направленные в 2020 году на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции на территории Приморского края, привели к резкому ухудшению финансового положения как регионального, так и муниципальных бюджетов, что оказало влияние на бюджетную и налоговую политику региона на предстоящие три года.

Однако, несмотря на значительные масштабы последствий распространения новой коронавирусной инфекции, бюджетная политика Приморского края должна и дальше содействовать устойчивому и сбалансированному развитию региона.

Ключевой задачей и приоритетами  бюджетной политики на 2022 -
2024 годы остаются обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешного предпринимательства, цифровую трансформацию, определенных  Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474.

В этой связи всем участникам бюджетного процесса при планировании бюджетных расходов необходимо пересмотреть отраслевые приоритеты, сконцентрировав бюджетные и управленческие ресурсы на решении задач с безусловной реализацией национальных и региональных проектов.

С учетом установленных целей и задач реализация долгосрочной бюджетной политики в Приморском крае будет осуществляться по следующим основным направлениям:

приоритизация бюджетных расходов в целях безусловного обеспечения достижения национальных целей развития в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля
2020 года № 474;

повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;

совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и реальных финансовых возможностей бюджета Приморского края, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации государственных программ;

совершенствование системы государственных закупок Приморского края;

повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса путем популяризации Портала управления общественными финансами Приморского края для понимания гражданами реализуемой в Приморском крае бюджетной и налоговой политики.

В сфере государственного управления при формировании и осуществлении расходов на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти Приморского края будет обеспечено соблюдение норматива, установленного на федеральном уровне.

Одной из приоритетных задач бюджетной политики в Приморском крае на период 2022-2024 годов является рост доверия населения к органам исполнительной власти путем повышения открытости бюджетных данных.

С целью повышения открытости бюджетных данных в 2022 году планируется:

– внедрение новых принципов и методов управления общественными финансами Приморского края, в том числе с использованием механизмов инициативного бюджетирования;

– популяризация Портала управления общественными финансами Приморского края для понимания гражданами реализуемой в Приморском крае бюджетной и налоговой политики;

– проведение оценки уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях Приморского края;

– актуализация и мониторинг исполнения мероприятий Плана реализации Региональной программы повышения финансовой грамотности в Приморском крае на 2021-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Приморского края от 30.12.2020 № 637-рп.

В полной мере реализовать задачу по обеспечению открытости и прозрачности краевого бюджета Приморского края, а также доступу к информации о бюджете и об организации бюджетного процесса в Приморском крае поможет модернизация порталов министерства финансов Приморского края.

В целях обеспечения общественного участия граждан в бюджетном процессе функционирует портал «Открытый бюджет».

На портале осуществляется регулярное и своевременное опубликование бюджетных данных на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года и обеспечение к ним свободного доступа граждан, а также размещение брошюры «Бюджет для граждан» в понятной и доступной для граждан форме.

В планируемом периоде работа по совершенствованию портала «Открытый бюджет» будет продолжена в части визуализации и графических схем. Доработка портала позволит повысить финансовую грамотность населения и реализовать возможность участия любого гражданина в основных бюджетных процессах в легкой для восприятия форме.

С целью вовлечения жителей в решение вопросов местного значения путем предоставления им возможности предлагать идеи по обустройству своих городов и сел, начиная с 2021 года, Приморский край приступил к реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект».

В рамках организации данного мероприятия на конкурсной основе выбирается проект по строительству (реконструкции), ремонту и благоустройству объектов инфраструктуры муниципальной собственности, определенных населением в качестве приоритетных.

В связи с действующим режимом повышенной готовности на территории Приморского края и ограничениями, связанными с предотвращением распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и отсутствием возможности проведения мероприятий, направленных на реализацию развития механизмов инициативного бюджетирования в очной форме, на портале «Инициативное бюджетирование Приморского края» разработан механизм, позволяющий гражданам предлагать свои идеи дистанционно.

Кроме того, ключевой задачей и приоритетами бюджетной политики на 2022 - 2024 годы остаются обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 (далее – Указ № 474).

В соответствии с национальной целью «возможности для самореализации и развития талантов», установленной Указом № 474, в рамках формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи проводится конкурс творческих проектов «Бюджет для граждан», позволяющий повысить финансовую грамотность населения и совершенствовать работу по формированию и представлению бюджета в доступной для граждан форме.

Формирование объема и структуры расходов краевого бюджета на
2022-2024 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:

В качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований краевого бюджета Приморского края на 2022 и 2023 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Законом Приморского края от 21 декабря
2020 года № 969-КЗ «
О краевом бюджете на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов
» (далее – Закон Приморского края № 969-КЗ), на 2024 год на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Приморского края № 969-КЗ на 2023 год.;

В расчете базовых бюджетных ассигнований учтены следующие факторы:

ежегодное увеличение с 1 января на оплату труда отдельных категорий работников бюджетной сферы¸ поименованных в указах Президента Российской Федерации: в 2022 году - 6,2%, в 2023 году - 6,6%, в 2024 году - 6,6%;

ежегодное повышение оплаты труда работников государственных учреждений, не поименованных в указах Президента Российской Федерации, органов государственной власти на прогнозный уровень инфляции Российской Федерации: с 1 октября 2022 года - 4%, с 1 октября 2023 года - 4%; с 1 октября 2024 года - 4%;

ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, подлежащих индексации в соответствии с нормативными правовыми актами Приморского края, на прогнозный уровень инфляции Российской Федерации: в 2022 году - 4%, в 2023 году - 4%, в
2024 году - 4%;

увеличение (уточнение) бюджетных ассигнований в связи с индексацией стипендиального фонда для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования на прогнозный уровень инфляции Российской Федерации, в том числе: с 1 сентября 2022 года - 4%, с 1 сентября 2023 года - 4%, с 1 сентября 2024 года - 4%;

повышение МРОТ до 13 617 рублей в 2022 году;

обеспечения предельного уровня финансового обеспечения из краевого бюджета расходного обязательства Приморского края, софинансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа
2021 № 2364-р, – в размере 16% на 2022 – 2024 годы;

обеспечения предельного уровня финансового обеспечения из краевого бюджета расходного обязательства Приморского края, в отношении субсидий, предоставляемых на реализацию региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национального проекта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
18 октября 2019 года № 2468-р, - в размере 2 % ежегодно.

Бюджетная политика Приморского края в части совершенствования политики межбюджетных отношений на 2022-2024 годы будет сосредоточена на решении следующих задач:

совершенствование методики выравнивания муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности;

закрепление положительных результатов, достигнутых в рамках повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;

работа над снижением (ликвидацией) и недопущением просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований края;

повышение финансовой дисциплины муниципальных образований края.

Сформированный на основе обозначенных подходов проект краевого бюджета на 2022-2024 годы позволит реализовать меры по преодолению экономических последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции на территории Приморского края, и будет содействовать устойчивому развитию экономики на среднесрочный период.